Чем отличается русский Новый год от западного, а наш Дед Мороз от Санта Клауса? Главным образом — тем, что западная церковь подтверждает существование Санты, а наша — не очень верит в Деда Мороза. К тому же Новый год приходится на Рождественский пост. Отец Александр Борисов, настоятеля Храма Святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, объяснил нам, как совмещать пост с новогодним праздником.
— Новый год приходится на Рождественский пост. Может ли православный совместить празднование и постное воздержание?
— Эта проблема нашего послереволюционного календаря всегда была сложной. По старому календарю Новый год стоял после Рождества, и никаких вопросов не было.
Я думаю, что проблема поста и Нового года будет решаться Русской Православной Церковью. О том, чтобы Рождество вернуть на прежнее место, много говорится. Это не самая главная тема в нашей жизни, но почему бы ее не решить? Это возможно.
А пока решения нет — постящемуся в новогоднюю ночь можно обойтись без мясной пищи и особых разносолов. Сейчас в некоторых храмах есть новогодние службы, их не помешает посетить. В Европе Новый год многие встречают в храме, хотя он у них происходит после Рождества и окончания поста. У нас тоже появляется традиция приходить в ночь на 1 января в храм, где совершается Божественная Литургия в честь первого дня Нового года. Это дает возможность встретить наступивший год в доме Божьем.
— А может ли постящийся православный участвовать в классической новогодней процедуре: под бой курантов открыть шампанское, чокнуться и выпить его?
— Это — советская традиция, она не обязательна, но ничего плохого в ней я не вижу. Шампанское — это не скоромная пища и с постом вполне сочетается. Вопрос только, конечно, в количестве. И заедать его шашлыком, если ты держишь пост, не нужно.
— Существует ли Дед Мороз?
— Дед Мороз — это советская придумка для детей. Спонтанно возникший языческий символ, который появился взамен запрещенных в то время тогда церковных традиций. Была запрещена рождественская елка, потом она вернулась вместе с Дедом Морозом, только ее переименовали из рождественской в новогоднюю.
Но Дед Мороз во всем этом не виноват. Он — продукт стремления людей разнообразить и украсить праздник. Церковь Деда Мороза, конечно, не признает, но относится спокойно и доброжелательно. Ничего антихристианского, вызывающего в нем абсолютно нет.
— Как проводить неделю от новогодних торжеств до Рождества?
— Отец Александр Мень предлагал разделить Рождественский пост на четыре декады. И в четвертую — с 28 декабря по 6 января он предлагал каждому подумать: что я сделал для Господа? Что я могу принести ему в дар подобно тому, как дары приносили волхвы. Ответить на вопрос: радует ли Христа и меня самого моя жизнь? Сделать что-нибудь для нуждающихся в знак рождественского дара Христу, постараться примириться со всеми, с кем был в ссоре, позвонить и поздравить тех, кого забыл. Словом — сделать в последнюю неделю Рождественского поста все то же, что принято сделать в новогодние дни.
А сами рождественские песнопения начались уже давно — с 4 декабря, когда Дева Мария, еще будучи трехлетней девочкой, вошла в храм с родителями, чтобы принять благодать Божью.
В Евангелиях этого не написано, но по преданию ее родители долго не имели детей и пообещали, что если Господь даст им ребенка, то они посветят ребенка Богу. Когда она родилась, стала сама ходить и разговаривать — они исполнили свой обет: она далее стала расти при храме. И она родила Христа. Поэтому путь к Рождеству Христову начался 4 декабря и праздновать можно с этого дня по 6 января по нашему стилю.
Михаил Зубов
Источник: mk.ru